Войти  /  Регистрация
Меню


05 декабря 2012


СИМБИОЗ


Позавчера читал у Виктора Дольника про древний симбиоз человека с собакой, а также маленькой рыбки с барракудой: малышка прячется у живодерки в пасти, но та ее не глотает, потому что рыбка оказывает ей — прямо там, в пасти, — гигиенические услуги, заодно и сама питается. Есть еще симбиоз актинии-убийцы с другой маленькой рыбкой (та гостит внутри и нежно трется о страшные для других щупальцы). И множество других.

Вчера вдруг застал примерно половину фильма о Джексоне Поллоке. О его тяжелой полупьяной жизни, о стараниях галеристов и критиков сделать ему имя, о его интервью и съемках, во время которых возникали страшные подозрения: «А что если я шарлатан?», — снова о тяжком пьянстве и безумной кончине в автоаварии. Не могу судить о том, верно ли передан колорит личности и атмосфера жизни. Мой вопрос в другом.

Сегодня услышал радиопередачу с участниками телепроекта «Большой балет». Там уже прямо говорили о том, что это не просто балет, а балет-на-телевидении. И не только в смысле съемок и оформления. А и в смысле выбора материала. И в смысле жанра шоу-конкурса. И вообще — в смысле законов телевизионного зрелища. Это не популяризация балета, не спектакль по телевизору, а новое синтетическое искусство, в котором соединяются танец, соревновательность, критические разговоры, азарт смотрящей публики, зрелищные световые и декоративные решения, личности ведущих, искусство монтажа и искусство подогревания телеаудитории.

И в который раз подумал о новой и неизбежной связи искусства с масс-медиа — но подумал в биологических терминах. Это самый настоящий СИМБИОЗ. «Нам не жить друг без друга». Попробуй найди без собаки на болоте подстреленную утку. А если это не Россия XIX века, а Австралия бог знает какого доисторического? Если это дикая собака динго, и она не служит человеку, а просто сама бежит рядом и ищет? А человек у нее отнимает. А она не отдает. Или отдает. Или оба долго не находят, и человек отправляется восвояси, а собака кружит-кружит по местности, да и находит, и съедает?

И сколько еще веков пройдет до полного одомашнивания и подчинения. И кто еще кому подчиняется? Ведь человек свою домашнюю собаку будет кормить, скорее всего, и без всякой утиной охоты. Просто по привычке. Просто потому, что иначе - как же?

Вот ведь какой процесс.

Прежние виды искусства + Медиа = Новые виды искусства.

Однако не все сразу.

Когда художник, работающий в традиционной системе (пусть и в совсем новой манере, но — холст, краски, мастерская, уединение), вдруг понимает, что не сам холст с положенной на него краской понемногу нашел дорогу к сердцу зрителя (и к кошельку покупателя), а критик и кинорепортер умело, профессионально — а это совсем другая профессия! — проложили эту дорогу от холста к галерее... «Что бы я был без них?..» — вдруг говорит он себе. И следующая естественная мысль: «То есть хорошо сделали свою работу они? А я?.. А разве эти самые они не прокладывали так же точно дорогу позерам, пустышкам, мистификаторам? А как же судить собственно о моей части пути? Как добыть доказательства?»

И вдруг понимает, что ситуация теперь такая — либо-либо. Либо я остаюсь до самой смерти никем, причем нищим никем... Нет, оно конечно, «ты сам свой высший суд», — но ведь даже шанса не оставляют: пустышки с «мотором» всегда обскачут... А по какому праву?! Неужели я, талант, а может быть, гений, должен все это — достаток, славу, да просто возможность работать, в конце концов, — отдать им только ради чистоты эксперимента?.. Либо... Но тогда мне самому придется играть в эту «нечестную» игру? Прибегать, так сказать, к аутсорсингу, — как блохе, «ехать на собаке», — чтобы уравнять шансы. И доказать, доказать, черт возьми, что все мне принадлежит по праву!

Но... Потом я прихожу в свою тихую мастерскую, гляжу на свои полотна... И думаю: «А что я был бы без них?» И все с начала.

И вот прошло полвека. Другое поколение творцов. Их спрашивают: «Зачем вы пошли на ТВ?» У них уже ни тени сомнения. Вернее, может, сомнения и есть, но тем менее им надо давать волю. А надо еще решительнее ответить: «Как зачем! Милочка, двадцать первый век на дворе! Этим все сказано!»

Это новое состояние. Еще не вполне осмысленное. То есть еще не осмысленное спокойно — как история, как неизбежность, как ход вещей. Здесь живут пока возмущение, сарказм, азарт, вызов, желание всем доказать...

То есть — охотники еще спорят:

— Ха, с собакой-то всякий сможет! Это не искусство охоты, это профанация!

— Это тебе «ха» — железный век на дворе, а ты все как в каменном! Пора идти в ногу со временем!

А симбиоз уже состоялся. В новом массовом обществе — новые массовые формы бытия искусства.

Без этих новых симбиотических форм — искусство замыкается в узком кругу, начинает презирать массу. Выглядит внешне достойно, но — нездорово. Долго так продолжаться не может. Кислород выгорает, искусство задыхается.

Без новых симбиотических форм — и масс-медиа плохо: они пустеют, дуреют, вырождаются. Начинают воспроизводить себе подобных. Это опасно. Но уже для окружающих. За порогом массового идиотизма начинается самораспад общества.

Выход — СИМБИОЗ?

Мнение автора может не совпадать с вашим.
Но если вы выскажетесь, ваше мнение может быть опубликовано.

Пожалуйста, заполните форму:

Ваше имя:

Ваш e-mail (для ответа):

Ваше сообщение:

Вернуться к списку статей